Как делают спецэффекты в кино

Московская школа кино

Кино появилось как фокус, способный за очень короткое время вызвать весь спектр существующий эмоций. Кинематографу понадобилось всего сто с небольшим лет, чтобы стать одним из важнейшей искусств времени.

Люди, которые делают кино, постоянно изобретают способ удивить своего зрителя, показать ему то, что он никогда раньше не видел. В этом создателям картины помогают различные эффекты. Они присутствуют не только в экшен фильмах, часто применяются там где их непросто разглядеть обычному зрителю.

Визуальный эффект – это один из способов создать изображение, которое будет притягивать людей к экрану.

Визуальный эффект в кино

Но наличие в фильме спецэффекта не гарантирует успех проекта, а неправильное применение технологий и вовсе может погубить прокат.

Стоит уточнить, что мы сейчас называем спецэффектом, а что видео, и чем это все отличается от компьютерной графики, которой иногда ошибочно называют любой взрыв на экране.

Видеоэффект в большинстве случаях создается на постпродакшене (обработка снятого материала), а спецэффект – это созданный на площадке трюк, который может быть доработан или дорисован на монтаже. Отснятый материал обрабатывается, и компьютерная графика является одним из инструментов создания приема, усиливающего или передающего художественный замысел картины.

История

Один из самых ярких представителей эпохи “Нового Голливуда”, Мартин Скорсезе, в одном из интервью назвал фильмы про супергероев “аттракционами, не имеющими ничего общего с кино”. Но дело в том, что одно из определений кинематографа утверждает, что все увиденное на экране является воплощением нашего сна. Не совсем уместно разделять эти сны: просто одному приснился “ Остров проклятых” или“ Ирландец”, а другому “Аватар” с “Железным человеком”.

Скорзесе скорее всего упрекал геройские франшизы в чрезмерном использовании в кино визуальных эффектов, которые позволяют держать внимание зрителя на протяжении всего фильма.

Спецэффекты в кино появились гораздо раньше всей философии о снах. В начале своего пути кинематограф был искусством для рабочего и низшего класса,который нужно развлекать. Зафиксированная или разыгранная реальность братьев Люмьер постепенно теряла спрос. И тогда один фокусник Жорж Мельес решается не просто снять, а создать действительность на экране, используя при этом свои отличные знания в физике и инженерии. Спустя несколько киноопытов студия Мельеса выпускает фильм “Путешествие на Луну” в 1902 году.

Большинство фокусов, кинематографических эффектов Жоржа Мельеса, заключалось в особом способе съемок и операторской работы. Кроме комбинированных съемок, был использован прием, при котором работа камеры останавливалась на небольшой промежуток времени и режиссер добавлял или убирал элементы в композиции кадра, тем самым получая на монтаже эффект превращения телескопов в табуретки или исчезновение Селенитов в клубах дыма.

Также была использована сценическая и военная техника. “Замещающий сплайс”, именно так был назван тип съемки Мельеса, позволил модели капсулы внезапно появиться в глазу актёра, играющего Луну, завершая кадр.

“Путешествие на Луну” стал одним из самых дорогих и кассовых фильмов. Уже тогда стало понятно,что подобные фокусы требуют грандиозных средств. Бюджеты 12 минутных картин с использованием видеоэффектов порой превышали средства выделенные на крупные театральные постановки.

Мода на искусство фокусника Мельеса постепенно уходила. И уже в 1909- 1910 годах художник, который мечтал показать зрителю то, что ему даже не снилось, был объявлен банкротом и практически выброшен из мира нового промышленного кинематографа.

Дальнейшая история спецэффектов продолжалась на западном побережье Тихого океана, в глухом местечке Голливуд. Именно сюда стали бежать начинающие кинематографисты от “Треста Эдисона”, который практически означал монополию производства и невероятные выплаты на права съемки, ведь сам киноаппарат (кинетоскоп) сделали вовсе не Люмьеры, а Томас Эдисон, желавший получать деньги за свое изобретение.

В 1909 году группа “независимых режиссеров”, среди которых были Вильям Фокс, Карл Леммле, Кессель, Бауман, решают игнорировать “трест” и отправиться в западную глушь. Океан, холмы, пустыни, каньоны и солнце надолго останутся декорациями для первых голливудских фильмов, снятых на 35 мм камеру Bell & Howell. Эта камера позволяла добавлять нарисованные спецэффекты в негатив и совмещать два отдельно снятых изображения, практически накладывать одно на другое. Этот способ принципиально отличался от идеи Мельеса, теперь эффект не строился из громадных декорациях, а дорисовывался или склеивался на монтаже.

Изобилие голливудских локаций, позволяло экономить на строительстве павильонов, но без них было не обойтись.

К 20-м годам стало понятно, что Голливуд становится местом мировой индустрии. Меценаты со всего мира вкладывали деньги в развитие нового искусства, а сами создатели картин придумывали различные способы для экономии времени и денег. Строительство студийных павильонов привело к развитию производства видеоэффектов.

Развитие спецэффектов

Маска

Это один из самых распространенных приемов создания эффекта в условиях комбинированной съемки. Суть способа заключается в том, что любой объект можно совместить с другим объектом. К примеру, фон записывался отдельно, а действие актеров отдельно. Также этот способ позволял создавать актеров-двойников. Маска стала одним из главных инструментов кинематографа и прослужила ему достаточно долго, пока не была вытеснена хромакеем и графикой, сейчас маску используют как один из приемов, но большую часть ее функционала заменили более качественными способами создания эффектов.

Маска

“Маска Уильямса“

В 1918 году американский оператор Фрэнк Уильямс получил патент на технологию так называемой “блуждающей маски”. Суть метода заключается в создание маски и контрмаски, совмещенных при печати пленки. Уильямс предложил снимать объекты на белом или черном фоне, так как на негативе такой фон был прозрачным. Полученные негативы с помощью кинокопировального аппарата печатали на специальной высококонтрастной пленке. В результате получали позитивную копию, актеры на которой были полупрозрачны, а фон оставался черным. Чтобы получить эффект, запускали процесс повторной печати, фон становился прозрачный, а актеры были похожи на черное пятно. Именно это пятно на финальной печати закрывало место, где находились герои, и давало возможность вставлять другой фон.


Один из ярких примеров работы такой маски является фильм “Золотая лихорадка”. На самом деле Чаплин не ходил по горам и не встречался с медведем. Большинство спецэффектов в фильмах Чарли Чаплина созданы с помощью макетной съемки и маски.

Транспарант Даннинга — Помероя

Данная технология в отличие от маски Уильямса, гарантировало кинематографистам более качественное и четкое изображение. Эта технология была разработана в 1927 году Доджем Даннингом и Роем Помероем. После появления камер, оснащенных грейфером, механизмом позволяющим фиксировать пленку и дающим возможность записывать сразу на две ленты, операторы Даннинг и Померой представили метод создания эффектов.

Транспарант Даннинга — Помероя

Они вставили в аппарат две пленки, отличающиеся друг от друга по светочувствительности: одна была светочувствительная, а другая была позитивная, заранее химически выкрашенная в красный цвет. Дальше все зависело от света, любая актерская сцена снималась при красном свете на зеленом или синем фоне.

В процессе отражения света и записи изображения на заранее окрашенную пленку создавался эффект. Минус этого способа заключался в дополнительной печати, а качество зависело от процесса вирирования (краски) пленки.

Транспарант Данинга-Помероя можно встретить в одном из самых успешных фильмов 30-х годов, Кинг-Конг 1933 года, где помимо кукольной и макетной съемки также использованы все передовые технологии создания спецэффектов.

Рирпроекция

Строительство огромных декораций и павильонов, как в фильмах Гриффита, могли позволить себе не все студии. Визуальные эффекты в кино порой были не только для создания атмосферы и усиления восприятия, но еще в некоторых случаях экономили деньги.

Рирпроекция

Одним из самых простых и более легких способов создания эффекта является проекция отдельно отснятого фона на полупрозрачный экран во время актерской сцены. Этот эффект можно встретить в большинстве картин первой половины 20-го века. К примеру, в фильме “Психо” Альфреда Хичкока, в “Лице со шрамом” Говарда Хоукса и во всех фильмах, где есть перемещение, сцена в баре, на вечеринке или ресторане. Эффект позволял снять быстрее, сохраняя качество.

Техниколор

Кино могло стать цветным и звуковым гораздо раньше. Есть несколько киноведческих и философских версий, почему этот процесс затянулся на несколько десятков лет. Например, теория Годара (озвученная им в “Истории кино”) о том,что кино было черно-белым и немым польку это “траур по украденной камерой и обреченной на постоянное повторение жизни”. Есть чуть приземленный вариант: технические возможности действительно позволяли записывать звук и делать изображения цветным, но при финальной печати, звук не мог синхронизироваться с изображением, а цвет уничтожал качество.

В начале 30-х компанией Technicolor была представлена технология цветопередачи изображения без потери качества. Цвет создавался с помощью трех черно-белых пленок, которые были выкрашены перед съемкой в красный, зеленый и синий цвет, после этого снимали изображение и переносили цвета на одну пленку. Примером такой работы был фильм «Унесенные ветром».

Как создаются видео и спецэффекты?

Особый фон

Визуальный эффект в кино

Зеленый, синий или красный фон, он же хромакей, который благодаря опытной и очень большой команде художников по эффектам становится Хогвартсом, Пандорой или Асгардом. Актер в таких историях, как правило, снимается в странном обтягивающем костюме, позволяющем захватить движение и создать графику более объемной и реалистичной. Например, в трилогии про Хоббита, британский актер Бенедикт Камбербэтч исполняет роль дракона Смауга. На видео видно, что актер не просто создает пластику дракона, а мимику и особенности поведения.


Характер съемки

Характер съемки

Хороший оператор – это уже эффект. Знающий и понимающий человек с камерой не раз обеспечивал успех фильма. Моушн-эффект - технология комбинированной съемки, позволяющая повторить движение камеры. Этот эффект позволяет создать более реалистичное и выразительное изображение. Выдающаяся операторская работа в фильме Кубрика “Космическая одиссея. 2001” отчасти решена с помощью моушн-эффекта.

Hf

Также есть технология стоп-кадра, которая использовалась еще в немом кино. Он стал одним из инструментов изменения времени и места действия без монтажной склейки. Также его могут использовать для создания двойников актера, как в случае фильма “Легенда”, где одним из способов создания брата близнеца Тома Харди был стоп-кадр. Особенно эта техника помогла в сцене с дракой.

Место съемки

Место съемки

До компьютерной графики режиссерам приходилось искать локации для съемок или строить павильоны. Так, во второй половине 20 века одна пустыня стала местом действия саги Лукаса “Звездные войны”. Приемы создателей спецэффектов в фильмах Джорджа Лукаса стали передовыми для времени. Именно во время съемок звездной саги были опробованы новые технологии, способные создать экшен без графики. Сейчас создателям картин не обязательно ехать в пустыню, в океан или тропический лес. Его можно нарисовать. Но все же для большего реализма режиссеры решаются на экспедици.

Также строительство макетов и декораций не ушло из мира кино. Разрушить город, взорвать здание, утопить корабль можно с помощью макета.

Кто создает киноэффекты?

Для создание спецэффектов в кино требуется хорошая команда, а не большой бюджета. Конечно, деньги нужны, но их можно сэкономить на гонораре нужному специалисту.

Иногда команда авторов эффектов больше чем вся съемочная группа, все зависит от запроса режиссера. Допустим, Кристофер Нолан предпочитает реализм и старается снять эффект или локацию с минимальным использованием графики, но все равно использует художников для обработки и передачи своего замысла. Очень сложно назвать “Интерстеллар”, “Довод” или “Начало” обычным фильмом аттракционом, так как все происходящее на экране оправдано замыслом режиссера.

Порой авторы фильма нанимают несколько студий художников по созданию визуальных эффектов. Все зависит от того, что нужно для фильма. Если режиссер хочет использовать компьютерную графику, нанимается продюсер визуальных эффектов, который отвечает за ее производство. Для визуального представления идеи продюсер нанимает художников, которые делают сториборд (раскадровку) и пайплан (раскадровку компьютерной графики). Также в группу художников могут входить моделлеры, создающие необходимые 3D модели, специалист по текстурам, аниматор и так далее. В среднем команда, работающая над созданием спец- или видеоэффекта, может быть около 100-200 или 1000 человек.

Также есть специалисты, которые создают взрывы, красивые перестрелки и погони прямо на съемочной площадке. Постановщик спецэффектов со своей командой, в которую могут входить все от декоратора до пиротехника, во время съемочного процесса ставит эффект. Ведь не так важен сам взрыв, как важно его сделать и снять.

Какие программы используются для создания эффектов?

Как можно было уже понять, само значение эффекта очень расплывчато. Художник и постановщик спецэффектов занимаются разными вещами, поэтому инструментарий программ у них может быть разный. Но есть список базовых приложений, позволяющих создать или обработать эффект.

  • 3D Max. Эта программа была выбором 3D-художников по всему миру. Она позволяет создать не только трёхмерную модель, но и проработать ее дизайн, движение и фон. Приложение предоставило свободу для детализации текстур и создания видеоэффектов.
  • Cinema 4D. Это одна из тех программ, возможности которой ограничены только фантазией пользователя. Огромный инструментарий привлекает профессиональных и начинающих разработчиков. Здесь возможно деформировать и создать сложные трехмерные объекты, соединять их с фоном и искажать геометрию. В отличие от 3D Max, программа доступна не только для Winsows, но и для Mac. Правда купить лицензию 4D онлайн невозможно, придется связываться с официальным разработчиком.
  • Adobe After Effects. В отличие от двух предыдущих программ After Effect создана для обработки уже готового материала. Все создание модели и анимации в большинстве своем проходят как раз через эту программу. Компания Adobe зарекомендовала свою продукцию на рынке благодаря разнообразности и функциональности программ от Иллюстратора до Фотошопа и Премьер про, в котором монтируется большинство фильмов.
  • Maya. Программа, которая подарила зрелище зрителям “Матрицы” и “Аватара”. Она является одним из самых надежных приложений для создания модели персонажа и видеоэффекта. Чаще всего “Maya” используется для детализации модели, например, прически или части костюма.
  • Blender. Долгое время программа вытесняла всех конкурентов и была чуть ли не основной для создания мультипликации и анимации. Блендер предоставил своим пользователям богатый и простой в использовании интерфейс.
  • Nuke. Программа для композитинга, которую активно применяют создатели компьютерных игр и фильмов. Это не та программа, с которой стоит начинать свое знакомство с индустрией, но она позволяет достаточно быстро и качественно обработать проект.
  • Fusion. Своеобразная песочница для создания визуальных видеоэффектов, позволяющая своим пользователям создать настоящие экшен-сцены. Она также предназначена для цифрового композитинга.
  • Houdini. Одна из самых первых, но все еще востребованных программ, дающая своим пользователям возможность подробно разработать любую модель. В Houdini Apprentice можно создать ландшафт, строение, технику, животное, человека, вымышленного персонажа и др. В программе можно работать с частицами, которые позволяют смоделировать, например, огонь, дым, смерч, взрыв, галактику и многое другое. Несмотря на богатый функционал, она не подойдет начинающим специалистам.
  • Где учиться на создателя спецэффектов?

    В России есть несколько вузов, выдающих диплом автора эффектов

    ВГИК

    • Специальность: «Графика».
    • Квалификация: «Художник анимации и компьютерной графики» Квалификация/степень выпускника: специалист.
    • Форма обучения: очная.
    • Срок обучения: 6 лет.

    Институт дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), РГУ им. А. Н. Косыгина. Направление: Дизайн, бакалавриат. Также есть курсы, которые позволят себя зарекомендовать в качестве специалиста.

    Московская школа кино/ Направление VFX - артист

    • Длительность обучения: 2 года.
    • Формат обучения: офлайн.
    • Диплом: о дополнительном профессиональном образовании.
    • Стоимость: 320 000 рублей в год.

    Школа компьютерной графики Realtime

    Формат и длительность обучения зависят от выбора программы.

    Школа кино и телевидения “Индустрия”;

    • Длительность обучения: 1 год. Формат обучения: очный.
    • Диплом: о дополнительном профессиональном образовании.
    • Стоимость: 235 000 рублей.